(no subject)
May. 9th, 2010 09:59 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
хех, вспомнился встреченный в Абрамцево старый фотограф - Варфоломей Тетерин
http://aleatorius.livejournal.com/186422.html
тогда в сети нашел только такую фотку, но с ним:

http://www.photosight.ru/photos/239751/
но его фоторабот не нашел,
а сейчас нашел, вот про эту он рассказывал (видно гордился!):

тут и описание истории этой фотографии-иллюстрации для книги Андрея Вознесенского, там же и его поэма с посвящением:
http://45parallel.net/andrey_voznesenskiy/
так же вот тут фотография сделанная Тетериным:
http://sov-photo.livejournal.com/95051.html
http://aleatorius.livejournal.com/186422.html
тогда в сети нашел только такую фотку, но с ним:

http://www.photosight.ru/photos/239751/
но его фоторабот не нашел,
а сейчас нашел, вот про эту он рассказывал (видно гордился!):

тут и описание истории этой фотографии-иллюстрации для книги Андрея Вознесенского, там же и его поэма с посвящением:
http://45parallel.net/andrey_voznesenskiy/
так же вот тут фотография сделанная Тетериным:
http://sov-photo.livejournal.com/95051.html
no subject
Date: 2010-05-09 08:01 pm (UTC)(История одного стихотворения)
В
озможно, кому-то из вас приходилось давать интервью, возможно, кому-то ещё предстоит это сделать. И избави вас Бог, Аллах, Кришна, любой иной Святой, от журналюги, задающего вопросы, от которых впадаешь в ступор. Например, «Ваши творческие планы?» или «А что послужило для вас образом для создания этого стихотворения, рассказа, повести…?» Как хочется далеко-далеко, в неизведанную даль, послать такого усердного борзописца.
Один известный поэт на последний вопрос ответил так: «Кирпич!». Журналист: «Как можно из кирпича создать образ такой прекрасной женщины?!» Поэт: «Если бы я думал о женщине, то написал бы стихотворение о кирпиче…».
Вспомните, знакомые вам строки: «…когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» Если напрячь память, то подобных строк можно обнаружить десятки. Однако не будем далеко отклоняться от нашей истории, а расскажем достоверную байку, ставшую почти легендой, которую может подтвердить множество очевидцев.
...Лютый якутский март. Порядковый номер года? 1976-й, насколько помню. На дворе было за минус 30 градусов, и ни о каком глобальном потеплении не могло быть и речи. Алмазный Мирный дышал морозным паром, по небосводу гуляло малиновое солнце, а дым из печных труб уходил строго вверх, создавая белесый занавес.
С правой стороны, при въезде в Геологический посёлок, стояли две добротные избы. В одной жила семья Василия Ниточкина: он, жена, трое детей, родители жены, муж старшей дочери, их двое детей, а также жена сына Василия. Короче, сам чёрт сломит ногу, чтобы разобраться, кто там жил. Ниточкин работал дальнобойщиком и тянул семейный воз.
А вот его соседом оказался Рудольф Антипкин – токарь-инструментальщик. Да какой! При желании на токарном станке мог внутри стального шара ещё один вырезать. До четырёх шаров получалось! Рудольф любил охоту и рыбалку (надо же как-то кормить свою семью), увлекался фотографией, заочно оканчивал физический факультет педагогического института, пытался писать стихи, которые, к сожалению, трудно было назвать стихами… и имел шесть дочерей. По этой причине его знал весь город, и все болели за мужика – когда же у Антипкиных появиться парень.
И вот эти две работящие семьи соорудили общую баню. Ух, и чудо же помывочного хозяйства у них получилось! Один предбанник 14 квадратов занимал! А водовозку вызовут, так она им сразу семь бочек зальёт: четыре остаются с холодной водой, а три греют. Спросите: куда столько? А гости?! Их же человек двадцать приходит.
Неожиданно, в тот злющий март, появляется в Мирном в расцвете лет, сил, здоровья Андрей Вознесенский. Он выступает перед геологами, горняками, обогатителями – везде, где его о том просят. Дорогого гостя приняли по-якутски: на столы выставляли строганину из нельмы и муксуна, оленьи мозги, малосольного тугунка, карасика с душком… массу других экзотических блюд, о которых на западе России даже и не слышали. И город, конечно, показали, в карьер на трубку «Мир» свозили, на обогатительной фабрике дали возможность «живые» алмазы потрогать. Короче, всё показали, что хотел увидеть АВ, ничего не утаили.
И вот спрашивают хозяева у поэта: «А есть ли у вас ещё какие пожелания?». «Есть! – отвечает поэт. – Хочу в русской баньке искупаться». У тех так челюсть и отвисла. Дело в том, что разговор состоялся после обеда, а на следующее утро АВ – улетать в Иркутск. Тогда начальство интересуется: «Андрей Андреевич, а вы от сауны не откажетесь? И место хорошее…» «Раз у вас нет русской бани – тогда не надо. Найду её в другом месте», – вроде как обиделся поэт. «Есть! Будет баня!» – сказала власть. И понеслись курьеры разыскивать Василия и Рудольфа.
Кто жил в деревне, тот знает, сколько времени требуется для растопки баньки. А тут не баня – дворец! Но закрутилось колесо, и на повышенных оборотах, однако, с российским головотяпством. Пригнали две водовозки, хотя за глаза и одной хватит, каких-то мужиков прислали дрова колоть, а их возле бани на две зимы наколото; УАЗик-фургон с продуктами подошёл…
К восьми вечера первая группа гостей посетила парилку. А потом они всей оравой выскакивали в огород и голышом катались по снегу.
no subject
Date: 2010-05-09 08:01 pm (UTC)И тут АВ замечает на стене прелюбопытнейшую фотографию. В застеклённом планшете размером 60х80 был запечатлён удивительный пейзаж. Под ярчайшим северным солнцем, среди высоких торосов, сидят, спиной к зрителю и загорают… две обнаженные женщины. Фотография называлась «Моржихи».
Но извините, разве можно словами передать содержание стихотворения, описать па танцора, рассказать о величии архитектурного памятника? Слова здесь бессильны. Для этого надо самому увидеть масштаб сооружения, динамику танца, услышать таинственное звучание рифмы. Ну как, КАК закрутить слова, чтобы они взорвали мир и смогли объяснить неповторимое?! Не знаю. Однако попытаюсь: попроще и внятнее.
Эта фотография и сегодня впечатляет своей графикой. Она чёрно-белая, с замечательной игрой полутеней, с выверенным контрастом. К сожалению, представленная копия – жалкое подобие оригинала. Её автор – прекрасный фотохудожник, издавший пятнадцать фотоальбомов, Варфоломей Тетерин.
Стоп. Знатоки творчества АВ, возможно, уже догадались о каком стихотворении идёт речь, но оказывается, всё не так просто. Ведь мы исследуем тему: идея и образ произведения, а потому самое интересное оставим на потом.
Да, а что мы ещё знаем о Варфоломее, кроме того, что АВ посвятил ему стихотворение «Якутская Ева»?
Варфоломей Тетерин более двадцати лет был фотокорром ТАСС по Восточной Сибири. Он напрямую подчинялся идеологическому отделу ЦК КПСС, а потому имел неограниченные полномочия в сфере своей деятельности. Территория, на которой правил бал Тетерин, была фантастической: от Красноярска до Анадыря, от Норильска до Владивостока! Центрами постоянного его обитания были города Якутск и Мирный.
Вот несколько примеров создания постановочных фото, рассказанные Варфоломеем автору этого эссе и оставшиеся в моих записных книжках. Но перед этим хочется «нарисовать» портрет художника. Низенький мужичонка, со взлохмаченной бородкой, в казённом, далеко не новом полушубке. Морщинистое лицо, цепкий взгляд, вечная полуулыбка, полуухмылка. На шее висят две машины: Canon and Nikon. (В 70-ые годы такая техника была лишь у избранных). В мороз прячет камеры на груди за полушубком. Сибарит. Завсегдатай пивнушек. Сколько раз забывал в них фототехнику, но праведный северный люд всегда возвращал ему потерянное. Ведь не счесть случаев, когда Варфоломей делал портрет забулдыги, и тот не узнавал себя на фото – настолько неожиданным и героическим являся герой на снимке.
no subject
Date: 2010-05-09 08:02 pm (UTC)А как вам такой случай. В Якутске совершает посадку «Ту-134». У самолёта не выходит переднее шасси, он съезжает с ВПП и вспыхивает. Первыми приезжают городские пожарные, спасают пассажиров и экипаж, гасят пламя, никто не пострадал. Спецкор получает правительственную телеграмму: «Снять героев-пожарных. Допускается потеря спасённого самолета». (Телеграмма была несколько иной, я просто передаю её смысл). Все пожарные отказываются сниматься: как так? Они спасли технику, а теперь её поджигать?! И тут на помощь приходит такое обстоятельство: на следующий день должны состояться плановые учения пожарных. Поджигают громадную ёмкость с нефтью…
Я видел эти потрясающие фотографии: из белой ёмкости вырываются красные языки пламени с шапкой чёрного дыма. Пожарная техника окружила очаг возгорания (хотя пылает уже вся ёмкость), поливает его пеной. И здесь в серебристых костюмах, те самые парни, что спасли самолёт. Они ещё не приступили к работе, открыты забрала. Рыцари огня готовятся начать наступление. Замечательные получились портреты.
Можно было бы и остановиться на этих историях (их у меня более двух десятков), но уж очень хочется поделиться ещё одной, – вряд ли будет другой случай рассказать об этом талантливом человеке.
Задания Варфоломею практически всегда передавались правительственными телеграммами с пометками «срочная» или «молния». Тетерин, по мере сил, всё делал вовремя. Поэтому ему многое сходило с рук. Но вот как можно выполнить такую прихоть боссов из ЦК: показать эмоциональное состояние рабочего класса?!
no subject
Date: 2010-05-09 08:02 pm (UTC)Теперь подробнее о том, банном, фото. Здесь вообще начинается детективная история. Ведь работа называется «Моржихи», (на фото присутствуют две женщины), а в стихотворении АВ «Якутская Ева» упоминается одна. Кто тут ошибся?
Ричард Никсон! 37-й президент США! Непонятно? Тогда – по порядку. В 1971 году работа Варфоломея Тетерина попадает на международное биенале в Венецию, где завоёвывает главный приз «Хрустальная фотокамера». К нему прилагалось денежное пособие в десять тысяч долларов. По тем временам – ого-го! «Рашен экзотик!», «Советы построят коммунизм!», «Русские женщины растопят льды Арктики!», – кричали заголовки иностранных газет, приветствуя победу Варфоломея.
В действительности это была одна из первых работ, выдержанная в стиле «ню», и поступившая на международную выставку из Союза. Об этом событии узнает Ричард Никсон и решает выкупить фото, что называется, с потрохами. (Когда я спросил Варфоломея: «Сколько тебе отвалил президент?», то фотограф, немного помявшись, искренно ответил: «До фига!») А на самом деле не достался Тетерину честно заработанный им выигрыш – советское государство и представить себе такого не могло, чтобы наш соотечественник мог заработать себе валюту. Поэтому выдали фотохудожнику вместо «зелёных» чеки – условные фантики для отоваривания в магазинах «Берёзка».
Мастера на биенале не пригласили (точнее не пустили), и по этой причине пришлось лететь в Якутск представителю американского посольства США. Всё произошло за один день. Получил представитель подлинный негатив, выпил с Тетериным бутылку виски и отбыл восвояси.
Только не знали американцы, что, работая над этюдом, художник использовал пять плёнок! А моделями пригласил двух, слегка разогретых спиртным, европеизированных эстонок. С ними художник и начал экспериментировать, снимая их поодиночке или вместе. Так что на биенале было представлено самое «скромное» фото. А снимались эти дамы в июне, сидя на ковриках, среди торосов в бухте Тикси, которая полностью освобождается ото льда лишь в начале августа. Вот Варфоломей и клепал планшеты то с одной, то с двумя «Евами», которые словно пирожки с крольчатиной, разлетались по всей Якутии.
И как увидел АВ эту работу, то дал понять хозяевам, что не прочь бы её приобрести. Заволновались Василий с Рудольфом – знают характер Тетерина. Ведь как он считал: раз передарил мой подарок кому-то, значит, не понравился он тебе и второго такого не будет. Ушли мужики в несознанку. И тут власть решила ещё раз продемонстрировать свою силу: «А ну найти и срочно привести сюда Тетерина!»
Гости уже три захода в парилку сделали, на небе Северное сияние заиграло, а художника всё нет и нет. Гости уже засобирались к отъезду, как привозят хорошо поддавшего Варфоломея. Он как увидел АВ, так сразу начал ему «Озу» читать. Поэт – о фотографии, а художник – о поэзии. Наконец договорились, что Тетерин подарит АВ почти точную копию той работы, которая оказалась у Никсона… но завтра, потому что сегодня он не знает, где она находится.
no subject
Date: 2010-05-09 08:02 pm (UTC)Так всё и произошло: «Но подрамник, балдея идеей, он за мною втолкнул в самолёт». А затем появилось стихотворение «Якутская Ева».
Кстати, народ из Геологического посёлка стал называть это помывочное предприятие «баней Вознесенского». А её хозяева Ниточкин и Антипкин обратились к власти с просьбой повесить на баню мемориальную доску в честь знаменательного события. Но им, конечно, было отказано. В те годы частная собственность была не в почёте…
P.S. Евангелие от Евы? Да вот же оно! Перечтите, продвинутые! Приобщитесь, первочитатели… Перед вами то самое стихотворение, принадлежащее моему герою.
no subject
Date: 2010-05-09 08:03 pm (UTC)Якутская Ева
Варфоломею Тетерину
У фотографа Варфоломея
с краю льдины, у тёмной волны,
якутянка, «моржиха», нимфея
остановлена со спины.
Кто ты, утро Варфоломея,
от которой офонарели
стенды выставки мировой?
К океану от мод Москвошвея
отвернулась якутская Ева.
И сощурясь, морщинка горела
белым крестиком над скулой.
Есть свобода в фигуре ухода
без всего, в пустоту полыньи.
Не удерживаю. Ты свободна.
Ты красивее со спины.
И с тех пор не трезвевший художник
мне кричит: «Я её не нашёл!»
Бородёнка его, как треножник,
расширяясь, опёрлась о стол.
Каждой женщине, встреченной каждой
он кричал на пустынной земле:
«Отвернись! Я узнать тебя жажду,
чтобы крестик сверкнул на скуле».
Синеглазых, курносых, отважных
улыбаются тысячи лиц
«Отвернись! Я узнать тебя жажду,
умоляю тебя – отвернись!
Отвернись от молвы и продажи
к неизведанному во мгле.
А творец видит Золушку в каждой,
примеряет он крестик к скуле.
Распечатана многотиражно –
как разыскивается бандит –
отвернись, я узнать тебя жажду,
пусть прищуренный крестик горит…»
Я не слушал Варфоломея.
Что там спьяну мужик наплетёт?
Но подрамник, балдея идеей.
он за мною втолкнул в самолёт.
Остановленное Однажды
среди мчащихся дней отрывных,
отвернись, я узнать тебя жажду!
Я забуду тебя. Отвернись.
no subject
Date: 2012-09-04 09:30 pm (UTC)no subject
Date: 2012-09-05 10:55 am (UTC)no subject
Date: 2012-09-28 07:03 am (UTC)Он жив-здоров, правда совсем стар и не снимает уже. Старость не радость. Но рассказать еще очень много может. Если интересен сей контакт, пишите мне adanilov01@gmail.com
no subject
Date: 2012-09-28 07:57 am (UTC)можно попробовать заинтересовать кого в тематических сообществах, я оставил коммент ссылкой на ваш коммент в sov-photo, надо подумать где еще, и вне жж
(сам же я в Норвегии)
http://sov-photo.livejournal.com/95051.html
но в принципе это не сильно сложное дело, можно для затравки сделать несколько сканов (в каком нибудь хорошем фото месте, могу узнать где) и сделать пробную страницу где нибудь, на том же фликр.
или можно оформить как блог, в том же жж - фотография плюс рассказ, и делать не скопом, а постепенно.
no subject
Date: 2016-02-13 12:38 pm (UTC)