
(какая все таки уродливая новая форма для запащивания, напоминает что то попсово-давнее типа мелйлру или лиру, такое все округломерзкое, с тенями)
надо сказать квантовая механика довольно таки конспирологическая или даже религиозная дициплина, ну или точнее говоря - возможно найти интересные аналогии с религиозным знанием - но характер этой конспирологичности может обмануть и потому уже сформировалась целая субкультура тех кто глупо нападают на религию или конспирологов, даже вроде имея какое касательство, хотя бы в рамках универского курса, к квантовой механике. Скажем нападки на религию гуманитариев не так удивительны - ибо у них это штука идеологическая.
Ну скажем разделение ммм обьектов на наблюдаемые и ненаблюдаемые задает подобную конспирологию. Возможные манипуляции с ненаблюдаемыми, и потом рассмотрение эффекта этих манипуляций на наблюдаемые - тоже вид конспирологии, два факта из реальной жизни увязываются посредством некой "идеальной математики" конспирологических построений.
Т.е. в принципе физик выходит этаким конспирологом, который дабы обьяснить какой экспериментальный факт должен сконструировать некую конспирологическую схему, но так как эа схема выражается с помощью математически оправданных обьектов - то рационалисты типа спокойны, раз есть математика то все и отлично.
Т.е. получается что саенсфрики верят математике и все что не может быть манипулировано в рамках известной математики - того не существует.
И мне кажется что физика от саенсфрика несколько отличает отношение к математике, если для физика есть некая граница между манипулированием мат обьектами и тем что случается в эксперименте, то саенсфрик кажется этой границы не чует.
Т.е. религия и конспирология это в неком смысле чуткое ощущение границы, между видимым и невидимым.
Далее - первопроходцы квантовой механики, т.е. отцы типа основатели, по началу не имели математики, т.е. были странные эксперименты которые надо было обьяснить, и первые этапы были более концептуально-символически окрашены, и математика, которая могла обьяснить концептуально-символические ожидания, пришла позже, обрелась по ходу.
В этом смысле символическое описание религиозных конструктов для отцов основателей было ближе - нежели для последущих поколений уже более математически циничных физиков а ля Фейнман.