aleatorius: (Default)
aleatorius ([personal profile] aleatorius) wrote2009-01-14 11:42 pm

(no subject)

http://pesochny.livejournal.com/34975.html
из воспоминаний Всеволода Николаевича Петрова (1912-1978), историка русского искусства и художественного критика.
"Здесь я касаюсь одного из довольно существенных убеждений Хармса. Он считал, что ожидание чуда составляет содержание и смысл человеческой жизни.

Каждый по-своему представляет себе чудо. Для одного оно в том, чтобы написать гениальную книгу, для другого - в том, чтобы узнать или увидеть нечто такое, что навсегда озарит его жизнь, для третьего - в том, чтобы прославиться, или разбогатеть, или ещё что-нибудь в любом роде, в зависимости от души человека.
Однако людям только кажется, что их желания разнообразны.

В действительности люди, сами того не зная, желают лишь одного - обрести бессмертие. Это и есть настоящее чудо, которого ждут и надеются на его пришествие.

Чуда не было год назад и не было вчера. Оно не произошло и сегодня. Но может быть оно произойдёт завтра, или через год, или через двадцать лет. Пока человек так думает, он живёт.

Но чудо приходит не ко всем. Или, может быть, ни к кому не приходит. Наступает момент, когда человек убеждается, что чуда не будет. Тогда, собственно говоря, жизнь прекращается, и остаётся лишь физическое существование, лишённое духовного содержания и смысла. Конечно, у разных людей этот момент наступает в неодинаковые сроки: у одних в тридцать лет, у других в пятьдесят, у иных ещё позже. Каждый стареет по-своему, в своём собственном темпе, Счастливее всех те, кто до самого конца продолжает ждать чуда.

Не слишком высоко ценя Льва Толстого, как писателя, Хармс чрезвычайно восхищался им как человеком, потому что Толстой ждал чуда до глубокой старости и в 82 года "выпрыгнул в окно" чтобы начать новую жизнь, стать странником и, может быть, убежать от смерти."

[identity profile] aadamchuk.livejournal.com 2009-01-15 01:18 am (UTC)(link)
с львом толстым не всё так просто

он сбежал от жены своей и от семейства и отправился к своей родной сестре, бывшей настоятельницей женского монастыря в шамордино возле оптиной пустыни
всё-таки не к старцам оптинским сбежал, а к родному человеку, к любимой сестре

тут ещё интересный момент есть
молодой булат окуджава после института учительствовал именно в тех местах рядом с оптиной пустынью и ему там, видимо, были какие-то видения или пророчества открыты

всё очень загадочно переплетено в этой жизни и судьбы основных персонажей сильно связаны между собой, если не во времени, то в пространстве

[identity profile] aleatorius.livejournal.com 2009-01-15 11:44 am (UTC)(link)
а мне кажется он просто сбежал,

про Толстого мне думается, что он писал про "ловушки",
ну например в "отце Сергии" - сначала ловушка социума, потом ловушка - женщина, потом ловушка - слава, и так далее.

[identity profile] aadamchuk.livejournal.com 2009-01-15 12:23 pm (UTC)(link)
старик толстой был склонен к рефлексии
помню с интересом читал его "исповедь"

а про ловушки у него интересно и образно написано в небольшой вещи "разрушение ада и восстановление его"

обе эти вещи до революции были запрещены к печати в россии
их чертков а границей издавал в серии "полное собрание сочинений графа толстого запрещённых в россии"
да и при советской власти их не очень-то и печатали

[identity profile] aleatorius.livejournal.com 2009-01-15 01:36 pm (UTC)(link)
Окуджажа, мне кажется, абсолютно не мистичен

[identity profile] aadamchuk.livejournal.com 2009-01-15 02:27 pm (UTC)(link)
да и школьным учителем в сельской школе его трудно представить
говорят всякие гайдары-немцовы-чубайсы находили в булате шалвовиче какую-то особенную харизму
может он чёрные мессы устраивал

[identity profile] aleatorius.livejournal.com 2009-01-15 02:33 pm (UTC)(link)
да проще, просто некая поэтика "зелененьких":
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/BONMOTS/ERNST.HTM

"Как-то мой приятель - не маленький аппаратчик ЦК - выручил меня, взяв билет на самолет в своей кассе, что в обычной сделать было невозможно в этот день. Он просил прийти к концу работы на Старую площадь, к зданию ЦК, и подождать его, поскольку он может задержаться.

Так и случилось. Кончился рабочий день, и из дверей посыпались люди. Моего приятеля среди них не было, и, поскольку приходилось ждать и, по возможности, не скучать, я начал рассматривать единый мозг страны, вываливавшийся из ячеек кабинетов и рассыпавшийся в отдельных особей.

Но неожиданно для себя я заметил, что это множество людей не воспринимается мной как обычная толпа, имеющая персонализированное многообразие. Это сытое стадо было единообразным. Передо мной проходили инкубаторные близнецы с абсолютно стертыми индивидуальными чертами. Разница в весе и размере не имела значения.

Такое огромное количество внеиндивидуальных масок, костюмов, жестов буквально ошеломило меня. Но постепенно я начал их дифференцировать. Я увидел, что эти люди, отпущенные с работы и вываливаемые лифтами с этажей на улицу, различаются - но не персонально, а группово, как две породы одного вида. И для себя я обозначил их как "красненьких" и "зелененьких".

"Красненькие" - как правило, крестьянский тип людей (тип грубого крестьянина, а не ладного и аристократического мужика). Хорошие костюмы сидят на них нелепо; пенсне, очки - все как будто маскарадное, украденное, чужое. Они как-то странно и неестественно откормлены. Это не просто толстые люди, что нормально, - нет, эти люди явно отожрались несвойственной им пищей. Они как бы предали свой генотип. Видно, что стенически они призваны работать на свежем воздухе и что их предки из поколения в поколение занимались физическим трудом. Вырванные из своего нормального предназначения, посаженные в кабинеты, они стали столь же нелепыми, как комнатная борзая. Эти люди - красненькие в прямом смысле слова. Их полнокровие неестественно и не ощущается как здоровье. На щеках у них играет утрированный багровый румянец. Они не знают, что делать со своими странными, отвыкшими от работы руками, распухшими, мертвыми, напоминающими ласты. Плоть, раскормленная сверхкалорийной пищей и не усмиряемая полезной деятельностью, разрослась: всего у них много - щек, бровей, ушей, животов, ляжек, ягодиц. Они садятся в машину так, как будто их мужские гениталии мешают им, но при этом не теряют карикатурного достоинства. По всему видно, что они-то и есть - начальство.

А вот и "зелененькие". Поначалу их трудно отличить в этой однорожей толпе. Но, присмотревшись, ты замечаешь, что часть близнецов обладает большим воображением в жестах и поведении, и уже по одному этому видно, что это какие-то затруханные интеллигенты, которым никак не удается достичь стенического совершенства "красненьких". И как ни скрывай - видно, что ты из университета, из журналистов, из философов или из каких-то там историков, - в общем, оттуда, откуда настоящий человек появиться никак не может. И даже если они достаточно красны, то гармонию нарушают красные от работы глаза, что резко отличает их от не замутненных никакой мечтой, прозрачных глаз "красненьких". Даже и не заглядывая в секретные списки, понятно, что "зелененькие" - референтский аппарат. У них, у "зелененьких", явно испитый вид (что, конечно, не свидетельствует о том, что "красненькие" пьют меньше).

Они, "зелененькие", в сравнении с каменной повадкой "красненьких" - юрки, нервны. И против киновари "красненьких" они бледноваты, красны недостаточно, хотя едят ту же пищу; но эта пища не идет им впрок."

[identity profile] aadamchuk.livejournal.com 2009-01-16 01:18 am (UTC)(link)
да, зелёненькие
зелёненькие человечки, малый народ
довольно любопытно, что тот же самый аппарат цк кпсс и сейчас правит россией
теперь под именем президентской администрации
те же люди, те же кабинеты, буфеты, дачи
референтура и кураторы

[identity profile] aleatorius.livejournal.com 2009-01-15 02:48 pm (UTC)(link)
а вот оказывается перед смерьтю принял крещение с именем Иоанн:

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/svoboda.htm
Много лет назад его жена Ольга вместе с Олесей Николаевой приезжала к отцу Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печорский монастырь. В разговоре она посетовала, что муж ее не крещен, и не хочет этого. На что отец Иоанн спокойно сказал ей: «Не волнуйся, ты сама его окрестишь». Она была совершенно поражена и только спросила: «Как же я сама окрещу?» — «А вот так и окрестишь!» — «А как же назову его? Булат ведь имя неправославное?» — «А назовешь как меня — Иваном», — ответил отец Иоанн и заторопился по своим делам. И вот перед смертью Булат Шалвович позвал жену Ольгу и сказал, что хочет креститься. Он уже отходил, было поздно звать священника, но она знала, что в таких случаях можно крестить и без священника. Она лишь спросила его: «Как тебя назвать?. И он ответил: «Иваном». И она крестила сама его Иоанном. И только потом вдруг вспомнила, что за много лет ей обо всем этом говорил отец Иоанн. Ин суд Божий, ин суд человеческий. И Господь правосудный и милосердный, бесконечно любящий каждого человека, дает все для спасения в вечности. Только мы сами по неразумию и по тупости своей не брыкались бы, и хоть иногда задумывались обо всем этом.

[identity profile] aleatorius.livejournal.com 2012-03-08 09:26 pm (UTC)(link)
а занятный постинг вы вспомнили!