aleatorius: (Default)
aleatorius ([personal profile] aleatorius) wrote2009-04-15 03:58 pm

(no subject)

Очень честертоновское эссе Фазиля Искандера:

"Мудрость сразу охватывает все окружение, но видит не так уж далеко, потому что далеко видеть и не надо, поскольку, видя все вокруг, мудрость убеждается, что человек везде человек и страсти человека вокруг одинаковы.

Ум имеет более узкий кругозор, но видит гораздо дальше. Так, Достоевский разглядел далеких бесов и в бешенстве помчался на них, как бык на красную тряпку.

Литература дома всегда гораздо более детализирована, поскольку здесь мир ≈ дом и нельзя не пощупать и не назвать милую сердцу творца домашнюю утварь.

Литература бездомья ничего не детализирует, кроме многообразия своего бездомья, да и какие могут быть милые сердцу детали быта, когда дома нет?

Зато литература бездомья гораздо более динамична, она жадно ищет гармонию и в поисках этой гармонии постоянно убыстряет шаги, переходящие в побежку, а иногда, отрываясь от земли, летит."
http://magazines.russ.ru/neva/2004/5/isk4.html

ну вот отрывок характерный

[identity profile] aleatorius.livejournal.com 2009-04-15 10:42 pm (UTC)(link)
"Был один из тех очаровательных августовских дней, когда природа как бы находится в состоянии тихого семейного счастья. Земля довольна небом, и небо довольно землёй. И внутри этого счастья. раскованные этим счастьем, быстроногие дети носятся за мячём, пинают его, бухают головой, сталкиваются, падают, смеются.
- Митя! - крикнул я из машины. - Подойди на минутку!
Он подбежал. Пышущий, глаза полыхают.
- Тебе здесь хорошо?
- Да! - выкрикнул он, воспитанно сдерживая готовность убежать.
- Где лучше, в Харькове или здесь? - почему-то спросил я. Всегда любопытно узнать, почему человек счастлив. Даже если это ребёнок. Ухватить начало запутанного клубка.
- Здесь! - выкрикнул он, проявляя ещё большую воспитанность, чтобы не сбежать.
- Почему, Митя? - спросил я очень серьёзно. - Только подумай...
И он это понял. Глаза поумнели.
- Потому что... потому что... потому что, - повторял он, сосредоточенно ища нужное слово. Нашёл! - Здесь все свои!
И рванул к ребятам, поняв, что точнее ничего не скажешь. И это было мгновение моего счастья.
Здесь все свои! Это было так понятно. Мальчик, росший с одинокой матерью в большом городе, где все одиноки, вдруг попал в другую жизнь, где ещё сохранились обычаи патриархального клана: возле какого дома настигнет играющих детей полдень, туда и позовут обедать. " (Рассказ "Рапира" из сборника "Человек и его окрестности")